Как работает АВА?

Как работает АВА?Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно.

На сегодняшний день поведенческая терапия для детей с расстройством аутичного спектра или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение людей с аутизмом факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя поведение. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии

При данном подходе все сложные для детей с аутизмом навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра педагог дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

 

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Педагог дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

 

Как работает АВА?ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

 

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных инструкций (включительно таких необходимых для ежедневной жизни инстукций, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

 

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Инклюзия детей с РАС: организация опыта обучения.

Как работает АВА?При работе с детьми с РАС стиль преподавания имеет важнейшее значение для обеспечения эффективности обучающего процесса. К ключевым моментам, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести следующие:

  • Даже у аутичных детей с хорошими вербальными навыками могут возникать трудности с беглой обработкой речи преподавателя. Большое значение имеет визуальная поддержка и возможности для эмпирического (основанного на опыте) обучения.

  • Яркий, живой, мотивирующий стиль преподавания, насыщенный аналогиями и изменениями интонации, может смутить аутичного ребенка или ввести его в заблуждение, в результате чего он может не воспринять ключевую информацию. Спокойная, последовательная манера преподавания в сочетании с социальным обучением может оказаться очень полезной.

  • Следует избегать небуквальной, образной речи, которая может смутить аутичного ребенка.

  • Рекомендуется использовать ясные, четкие правила, например, в отношении того, когда нельзя разговаривать, которые должны сопровождаться визуальной поддержкой.

  • Для ребенка с аутизмом принятие решений может оказаться довольно сложной задачей. Как правило, такие дети склонны придерживаться тех видов деятельности, которые являются для них наиболее предпочтительными или знакомыми. Начинайте с четко определенных вариантов выбора: (а) или (b), и когда ребенок научится справляться с этой задачей, добавляйте третий вариант и т.д., до тех пор, пока он не научится осуществлять свободный выбор.

Дети с РАС с большей вероятностью будут работать над заданием, если:

 

— задания строятся на базе их интересов, к примеру, математические задачи на скорость и расстояние могут быть связаны с поездами (когда поезда являются областью особых интересов для ребенка);

— задания организуются в знакомом, предпочитаемом контексте и имеют четкую взаимосвязь между хорошо известным материалом и менее знакомым.

— выполнение заданий связано с чем-то, что имеет для ребенка поощряющие характеристики, но в то же время согласуется с ограничениями, накладываемыми обстановкой школьного класса/группы детского сада. Это может быть что-то, чем остальные ученики вряд ли заинтересуются: складывание учебников, изучение расписания поездов и т.п. Не забывайте предоставлять ребенку визуальное напоминание того, за что он работает (карточка с ключевым словом или картинка).

— задания предоставляются таким образом, чтобы ребенок получил четкое представление о том, сколько ему потребуется работать.

— должно присутствовать четкое понятие слова «завершение». Некоторые дети с РАС с трудом отрываются от заданий, которые они уже начали выполнять. Это может привести к трудностям с переходами к новым видам деятельности или своевременным окончанием урока. Опыт показывает, что предоставление ребенку задания с четким ограничением по времени, в течение которого он в состоянии его выполнить, помогает избежать нежелательного поведения.

Мотивация

  • Аутичного ребенка бывает сложно замотивировать, используя обычные социальные поощрения, и иногда применение более «реальных» поощрений, таких как время на занятие любимым видом деятельности, или съедобное поощрение может оказаться более эффективным.

Оставить коментарии