АВА-терапия
Прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis — сокращенно ABA) — эффективная программа поведенческого вмешательства для развития различных навыков и устранения нежелательного поведения у детей.
Пожалуй, ни один другой метод коррекции аутизма не вызывает столько споров и замешательства как у родителей детей с аутизмом, так и специалистов, работающих в коррекционной системе — от полного неприятия до ярого фанатизма, что только АВА может помочь аутистам стать полноценными людьми. Часто можно услышать от родителей: «Нет АВА — это не для нас, все что угодно, только не АВА!». Очень часто АВА-терапию сравнивают с дрессировкой собак — буквально, выполнил инструкцию — получил конфетку. В России эта точка зрения активно поддерживается специальными коррекционными педагогами, привыкшими к совершенно другим принципам работы с детьми. Проблема только в том, что к аутистам эти привычные методы часто не применимы и не эффективны в отличие от методик АВА.
Для детей с аутизмом разработано много разных программ по модификации поведения, и большая часть из них относится именно к прикладному анализу поведения. Для этой методики обычно требуются АВА-тераписты. которые занимаются интенсивно один на один с ребенком от 20 до 40 часов в неделю (в идеале, но не менее 10 ч). Детей учат навыкам максимально просто и поэтапно, например, учат каждый цвет по очереди. Занятия обычно начинаются с обучения формальным базовым навыкам (к примеру — указание пальцем на цвет при произнесении его названия, навыкам сам обслуживания, как обращаться с просьбами и т.д.) сначала в привычной для ребенка обстановке (дома, в классе), затем через некоторое время навыки генерализуются и обобщаются в других ситуациях и местах для их закрепления.
Программы прикладного анализа поведения наиболее эффективны, если их начинать в раннем возрасте (до 5 лет), но они могут помочь и детям более старшего возраста. Они особенно помогают при обучении неговорящих детей речи.
ABA терапия основана на следующих базовых принципах:
- стимул (запрос) для ребёнка
- следствие – реакция ребёнка
- «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка
Подкрепление
это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.
Наказание
не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.
Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.
Существует несколько общепринятых правил:
• занятия проводятся индивидуально, программа занятий разрабатывается индивидуально под каждого ребенка;
• программы модификации особенно эффективны для маленьких детей, но и для детей более старшего возраста могут оказаться полезными;
• занятия должны занимать много времени и проводиться регулярно, от 20 до 40 часов в неделю в зависимости от того, ходит ли ребенок в школу или садик или нет;
• ребенка побуждают к достижению успеха, с помощью поощрений. Со временем объем поощрения сокращается;
• тераписты должны иметь соответствующее образование и вести постоянный контроль эффективности занятий и прогресса детей;
• проводятся регулярные собрания для координации работы терапистов и обсуждения проблем;
Cамое важное — занятия должны приносить радость ребенку, чтобы поддерживать достаточный уровень интереса и мотивации.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ применения АВА-терапии — не обучить ребенка читать, писать или называть цвета правильно, а улучшение качества жизни ребенка и его семьи!
Это:
• максимально возможная социализация ребенка в обществе — обучение его социально адекватным и приемлимым формам поведения, нормам и способам взаимодействия с другими людьми, включение в образовательную систему;
• максимально возможная социализация ребенка в обществе — обучение его социально адекватным и приемлимым формам поведения, нормам и способам взаимодействия с другими людьми, включение в образовательную систему;
• обучение навыкам самообслуживания, чтобы ребенок мог и умел сам о себе заботиться, чтобы он мог приготовить себе поесть, правилам гигиены и т.д.;
• обучение игровым навыкам;
• развитие образного и логического мышления, в том числе обучение академическим навыкам — чтению, письму и т.д.;
В развитие речи — в АВА существует множество программ развития речи — от работы с неговорящими (мутичными) детьми до обучения развернутому диалогу, пересказу, афоризмам, иносказательной речи.
Методики АВА позволяют работать с нежелательным поведением — от ослабления социально-неприемлимых форм поведения до их полного убирания и замещения адекватными формами.
Мэри Линч Барбера — сертифицированный поведенческий аналитик (ВСВА, США), специализируется на вербально-поведенческом подходе в своей работе. Имеет взрослого сына с диагнозом аутизм.
О применении АВА:
«Тем же специалистам которые негативно настроены в отношении АВА я хотела бы сказать следующее «Прикладной анализ поведения — это целая научная область об изменении поведения Это самый научно-обоснованный подход к лечению детей с аутизмом. Многие специалисты и некоторые родители имели негативный опыт, связанные с некачественным введением АВА-программы. Однако когда АВА вводится корректно, то результаты в буквальном смысле меняют жизнь ребенка с аутизмом и его семьи. Если же добавить к этому анализ вербального поведения по Скиннеру, то АВА становится еще более функциональным и позволяет родителям и специалистам очень быстро получить поощрение своих усилий. Очень маленькие дети с аутизмом на моих глазах добивались огромного прогресса благодаря правильному введению вербально-поведенческих программ. Дети более старшего возраста и взрослые с аутизмом также могут добиться прогресса, но чем раньше начать, тем лучше.»