АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». Школа для ВСЕХ детей

 АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». Школа для ВСЕХ детей

Проект «Включи» занимается включением особых детей в общеобразовательные классы обычных школ и обычные группы детских садов.

Пилотным проектом АНО «Включи» стало включение ребенка с расстройством аутичного спектра Антона  в общеобразовательный класс гимназии №8 в 2017 году. До этого был пробный проект включения ребенка в класс предшкольной подготовки.

— Проект появился потому, что мне вот ребенка надо вести в школу, а некуда,  — рассказывает Надежда Назарова, президент АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». — Игорь Владиславович (Никитин, директор гимназии №8) согласился рискнуть. И мы стали выстраивать систему включения — ресурсная зона, тьютор, куратор. Работа с учителем. Все давалось не просто, но теперь проект работает. И по этой рабочей схеме мы выстраиваем включение детей в другие школы и детские сады.

Включаться в классы особым детям помогают сопровождающие-тьюторы. Курирует включение детей куратор Алена Ахмедова, специалист по прикладному анализу поведения.

Важную роль сыграло то, что администрация школы изначально выделила проекту ресурсную зону, где дети могли бы отдыхать, отрабатывать определенные навыки в индивидуальном порядке и потом их генерализировать в классе.

Благодаря грамотной работе команды: куратора, тьютора Анны Тимощенко и учителя Ольги Забаровой, ребенок смог с начальных 20-минут присутствия в классе выйти на работу на трех-четырех уроках, на активное включение в игровую деятельность с одноклассниками на переменах. Для детей с аутизмом – это реальное достижение. Причем он не просто присутствует в классе, выполняя свои задания. Антон активно включается в работу класса.

Более того, самое активное участие во включении Антона принимают их одноклассники, — делится опытом Надежда Назарова. —  У нас просто очередь из юных помощников. Они приглашают ребенка поиграть в крестики нолики (научили, например, Антона в школе), побегать, порисовать, просятся с ним ресурсную зону.

 АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». Школа для ВСЕХ детей

Чтобы проект успешно развивался и его можно было масштабировать, команда АНО «Включи» активно учится: и тьютор, и учитель класса, и вот даже родители особых детей.

Пришлось и мне достать свой диплом педагога и садится за студенческую парту, — говорит Надежда. — Сейчас заканчиваю курсы переквалификации «Логопедия-дефектология» в СГУ. Обучаюсь прикладному анализу поведения. АВА — это основной метод обучения детей с аутизмом. Только такое вот глубокое погружение позволяет построить систему обучения наших принцев и принцесс.

Недавно команда АНО «Включи» была на практике в Москве в школе 1465 – здесь проект по инклюзии детей с РАС в общеобразовательные классы  идет 4 год. И мы точно можем сказать, что движемся в верном направлении, а каких-то аспектах даже опережаем коллег. Например, в вопросах социального взаимодействия детей, активного включения особых учеников в учебный процесс в классе.

Все это стало возможным благодаря тому, что нас в начале сентября поддержало несколько компаний: «Метрополис», «Остринский» и депутат Городского собрания Сочи Степан Сетракович Кагосян. Компания «Остринский» помогла нам оргтехникой – и теперь у нас есть  ноутбук, МФУ  и расходники к нему, ламинатор.

Недавно АНО «Включи» запустило проект в детском саду №34.

Нами проведен просветительско-обучающий семинар  с коллективом детского сада.  Катя, девочка с аутизмом  6 лет, уже включается в группу. Система здесь строится по образу и подобию проекта в школе.  У Кати замечательный тьютор. И мама Светлана Мельникова, которая тоже активно обучается и занимается с ребенком дома.

Светлана — замечательный член нашей команды строителей велосипеда инкллюзии, — говорит Надежда. — Выстроив систему здесь, мы сможем масштабировать ее в других садах. Пока инклюзия особых детей в общеобразовательную среду — это сложный путь. Путь ледокола. Да, благодаря общим усилиям — родительской общественности, работы краевых и муниципальных структур, конкретных людей таких как заместитель главы города Сочи Ирины Романец, начальника управления образования Сочи Ольги Медведевой и начальника отдела образования по инновационным проектам Татьяны Белоусовой, Елены Сергиенко, (не помню должность),  лед уже тонкий, но он есть. Учителя, воспитатели совершенно по объективным причинам не знают и не понимают как работать с детьми с аутизмом. Слово «тьютор» пока для многих загадочное. Именно по этому мы главной своей задачей ставим обучение всех причастных к инклюзии. Штучно вот обучаем тьюторов под конкретных детей, и вот совместно с НКО «Радуга Сочи» проводим бесплатный семинар Алены Ахмедовой — международного сертифицированого  специалиста по прикладному анализу поведения. Тема: «Как строится «включение» ребенка с РАС в общеобразовательную среду. Почему без АВА сложно обойтись». 26 марта, 11:00, гимназия №8. Приходите.

 

Оставить коментарии