На объединенной базе гимназии № 6 и центра АНО «Включи» при поддержке НКО «Радуга Сочи» в рамках проекта «ВКЛЮЧаем тьютора» успешно реализуется пилотная модель системы обучения тьюторов для системного пополнения кадрами общеобразовательных школ города, нацеленных на инклюзию особых детей. Для этого были объединены ресурсы некоммерческих, образовательных и административных организаций.
На первом этапе проекта наши партнеры, специалисты по прикладному анализу поведения АНО «Центр инклюзивного развития «Включи» подготовили программу курса «Основы работы тьютора в общеобразовательной среде». Педагоги курса Надежда Назарова, Светлана Мельникова, Анастасия Змеева прочитали 108 часов лекций 18 студентам, профильным специалистам школ, детских садов и студентам профильных вузов, но до конца обучения дошли 15 студентов. На лекциях студенты узнали, что такое поведение, какие у него есть функции, как проводить функциональный анализ поведения, какие в прикладном анализе есть методики, которые помогут сформировать социальное поведение и необходимые для включения в общеобразовательную среду навыки особых учеников. Так же студенты курса узнали, кто такой тьютор, какие его основные задачи и как грамотно строить работу в общеобразовательной среде.
Каждый студент курса «Основы работы тьютора» прошел не менее 10 часов практики. На базе центра АНО «Включи» они смогли участвовать вместе с опытными педагогами терапистами АВА и по совместительству тьюторами наших проектов в индивидуальных и групповых занятиях с особыми детьми. Практика студентов проходила как в индивидуальном, так и в групповом формате.
После этого каждый студент курса прошел по 20 часов практики на базе гимназии №6, где уже четвертый год совместно с командой АНО «Включи» реализуется проект по инклюзии детей с ментальными нарушениями развития в обычные классы. В гимназии студенты курса «генерализировали» навыки, полученные на стажировке в центре: учились применять их в среде обычных классов и в ресурсном классе под кураторством педагога, ресурсного учителя Светланы Мельниковой и педагога курса, опытного тьютора проекта Анастасии Змеевой. Так же студенты продолжали индивидуальные стажировки на базе центра АНО «Включи». у педагога проекта, поведенческого аналитика Надежды Назаровой.
После практики студенты сдали экзамен.
8 выпускников курса трудоустроены в общеобразовательные учреждения города. Благодаря реализации проекта «ВКЛЮЧаем тьютора» в Сочи увеличилось количество обученных тьюторов в образовательных учреждениях города Сочи, но, как показала практика, им нужно дальнейшее практическое обучение и сопровождение их работы опытными специалистами. Эти вопросы как решались на третьем этапе проекта — дефектолог гимназии, куратор инклюзивных проектов АНО «Включи», специалист по прикладному анализу поведения Светлана Мельникова продолжает курацию тьюторов уже и после завершения проекта.
Во вложении – методические основы проекта, и рекомендации для тьюторов. А так же программа курса «Основы работы тьютора».