Для чего нужен дефектолог

Для чего нужен дефектолог

 Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания, адаптации детей с особенностями психофизического развития.
Дефектология как наука находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология — это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, формах и методах организации их воспитания и обучения.
Дефектология делится на несколько отраслей: логопедия (помощь детям с речевыми нарушениями — ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия, заикание (логоневроз), ринолалия, дизартрия и другие); сурдопедагогика (помощь детям с нарушениями слуха); тифлопедагогика (помощь детям с недостатками зрения); олигофренопедагогика (помощь детям с интеллектуальной недостаточностью).
Специализация по отраслям среди дефектологов часто на практике оказывается условной, так как часто встречаются так называмые сложные, сочетанные дефекты развития ребёнка, когда нарушены несколько телесных и/или психических функций: детский церебральный паралич (ДЦП), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранний детский аутизм (РДА), задержка психического развития (ЗПР) и другие. В таких случаях от дефектолога требуется знание смежных дисциплин — психологии, психофизиологии, нейропсихологии, неврологии и других. Обычно дефектологи после получения базового образования по одной из отраслей продолжают повышать свою квалификацию.
Именно поэтому при выборе дефектолога крайне важно обратить внимание на общий стаж специалиста. Кому и как помогает дефектолог? В первую очередь, помощь дефектолога требуется так называемым особым детям, с такими диагнозами, как: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); ранний детский аутизм (РДА); задержки речи (ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсо-моторная алалия) — логопед-дефектолог; заикание, логоневроз — логопед-дефектолог; задержка психического развития (ЗПР); умственная отсталость (УО); детский церебральный паралич (ДЦП); ринолалия; глухота, слабослышащие дети, в том числе после кохлеарной имплантации; дети со слабым зрением, в том числе монокулярным зрением и слепые.
Диагностика развития ребенка На первичный прием дефектолога рекомендуем взять с собой: медицинскую карту; профильные обследования (если проводились) — УЗИ, допплерография, ЭЭГ, НСГ; заключения невролога (если проводились).
Дефектолог начинает свою работу с изучения анамнеза ребёнка, сбора информации о том, как протекали беременность и роды у матери, после чего обязательно проводится комплексная диагностика развития ребёнка по психическим функциям (желательно проведение диагностики в паре или тройке с другими специалистами — детским психотерапевтом и/или психологом): поведение и привычки, вступление в контакт, понимание речи, говорение, чтение и письмо (в соответствии с возрастом и диагнозом), память, внимание, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Проводится анализ типа семейного воспитания и соответствия уровня развития возрастным нормам. После тщательной диагностики, определения ресурсов ребёнка и тех функций, которые необходимо скорректировать, формируется индивидуальный коррекционный маршрут занятий, а также даются рекомендации родителям для занятий дома. В том случае, если диагностика проводилась в комплексной форме несколькими специалистами — после обработки всех данных родителям выдается на руки заключение на фирменном бланке центра со всеми рекомендациями.
В некоторых случаях специалисты выдают направления на дополнительные клинические обследования — УЗИ головного мозга, допплерографию, НСГ, ЭЭГ и другие.
Коррекционные занятия: коррекция основана на компенсации первичного дефекта, развитии слабых функций и формировании гармоничной личности, устойчивой самооценки и реализации природного потенциала ребёнка. В коррекционный маршрут могут входить не только занятия с дефектологом. В зависимости от происхождения заболевания и развития вторичных нарушений, могут быть добавлены занятия с детским психологом, песочная терапия, консультации семейного психолога для родителей по коррекции стиля воспитания, занятия по развитию речи с логопедом (логопедом-дефектологом), АВА-терапия, занятия с детским остеопатом и другие. Маршрут коррекции всегда индивидуален, ведь даже при одинаковых диагнозах возможно различное происхождение заболевания, разные типы воспитания и т. д.
Коррекционные занятия для детей с ЗПР, умственной отсталостью включают в себя развитие, в первую очередь, познавательных способностей: развитие представлений об окружающем мире, развитие различных видов мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, классификации предметов по определенному признаку, развитие мелкой моторики, внимания, памяти и так далее.
Коррекционные занятия для детей с аутизмом или аутистическими чертами направлены на развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, обучение социально-бытовым навыкам. При наличии совместно с аутизмом задержки развития, речи — также в процессе коррекционных занятий индивидуально делается акцент на компенсацию и стимулирование соотвествующих функций психики. Если ребенок с аутизмом не говорит, дефектолог, или АВА-терапист на занятиях может использовать специальную методику общения с помощью карточек, которая помогает наладить контакт, понять потребности ребенка и облегчить его повседневную жизнь, а значит, снизить уровень тревоги и всей семьи, создать прочный фундамент для дальнейшей коррекционной работы.
Коррекционные занятия для детей с нарушением слуха, зрения, с ДЦП также подбираются индивидуально, в зависимости от той клинической картины, которую наблюдают специалисты у ребенка: сохранен ли интеллект, насколько устойчиво внимание, усидчив ли ребенок, какое у него поведение, каких целей хотели бы добиться родители в процессе коррекции. Один из частых вопросов, которые нам задают родители: лучше проводить коррекционные занятия индивидуально или в малой группе? Специалисты отвечают: безусловно, большинству детей полезно развивать коммуникацию в группе сверстников. Однако важно понимать, какие задачи стоят перед курсом коррекции. Если необходимо сделать акцент на социальные функции, развитие навыков общения, то хорошо заниматься в подгруппе подобных деток. Если же ребенок сильно отличается от сверстников, он неусидчив, страдает неустойчивостью внимания, то есть нужно сконцентрировать его внимание на изучении материала и контакте с педагогом — все же лучше отдать предпочтение индивидуальным коррекционным занятиям. На текущий момент в нашем центре проводятся только коррекционные занятия индивидуально (с выездом на дом или в нашем Центре). Крайне важно своевременно обратиться к дефектологу. Чем раньше будет проведена коррекция, тем быстрее будет гармонизировано развитие ребенка, а значит, он станет успешнее в последующем обучении и на жизненном пути.

Оставить коментарии