создание системы сетевого сопровождения общеобразовательных школ Сочи,
нацеленных на инклюзию особых детей
Целевые группы проекта: -Дети с ментальными нарушениями развития, в том числе с расстройством аутистического спектра;
— Родители особых детей;
— Специалисты и педагоги общеобразовательных учреждений Сочи
основные направления:
Содействие внедрения инклюзивного образования детей с РАС в учебных заведениях и их инклюзивного развития в дошкольных учреждениях. Развитие ресурсного центра инклюзивного развития для оказания комплексной помощи детям и подросткам с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями развития:
Стажировка тьюторов;
Подготовка детей к включению в общеобразовательную среду;
Проведение тренингов и семинаров для педагогов и профильных специалистов.
Зачем детям с РАС школа?
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений, затрудняющих взаимодействие человека с внешней средой. Частота РАС стремительно растет и сегодня приближается к 1,5%.
Инклюзия в среду нормотипичных сверстников — не только их шанс на социализацию, но и право. Закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. (с изм. и доп.) №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Структура команды проекта «ВКЛЮЧаемся в класс»
Управленческая команда АНО «Включи»:
организационные вопросы:
работа с профильными ведомствами и руководством школ, поиск источников финансирования, грантовая деятельность.
поиск и организация стажировки тьюторов на базе центра «Включи».
Помогаем в организации ресурсных зон в школах для сенсорной разгрузки и возможности постепенно включаться в общеобразовательный процесс.
педагоги центра АНО «Включи»: qработа по подготовке детей к включению в общеобразовательную среду: оценка дефицитов и подготовка стратегии работы по их коррекции и реализация этой стратегии.
Прикладной анализ поведения – наше все!
Эффективные методы работы с такими детьми строятся на подходах поведенческого вмешательства. Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis, ABA) уже давно используется для улучшения жизни людей с аутизмом за рубежом.
В России эта методика коррекции для детей с аутизмом появилась только несколько лет назад, но уже приобрела большую популярность, как среди педагогов, так и среди родителей детей с РАС, благодаря своей эффективности.
Цель поведенческого вмешательства заключается в том, чтобы обучить ребенка навыкам (познавательным, речевым, социальным, игровым), которые будут способствовать его развитию и помогут ему жить настолько самостоятельной и полноценной жизнью, насколько это возможно.
Для грамотного включения ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО в школе нужна ресурсная зона.
Ресурсный учитель.
Какие у него задачи?
Тестирует навыки и дефициты детей: VB-MAP, ABLLS-R uПишет АВА –программы для работы с дефицитами детей и обучения необходимым для успешного включения навыкам. Поведенческие протоколы.
Руководит тьюторами: корректирует их работу в классе и ресурсной зоне.
Взаимодействует с учителем, администрацией школы. Работает на всех площадках проекта.
Помогает адаптировать программу для ребенка. uПроводит тренинги и обучающие семинары для тьюторов и профильных специалистов школ.
И т.д.
Адаптация школьного материала под конкретного ученика:
В проекте дети учатся по тем же учебникам, что и их одноклассники:
Материал, который дает учитель в классе, адаптируется под каждого особого ученики в индивидуальном порядке; uАдаптирует материал – ресурсный учитель, тьютор и учитель. Это ежедневная совместная командная работа.
В проекте используется подсказки:
Визуальные подсказки – очень широко: например, карточки согласные и гласные буквы, правила, формулы и т.д. Видео, натуральный учебный материал. Но, чаще всего, фломастер, ручка, тетрадь и тьютор
Какими знаниями должен обладать тьютор?
Педагогическое образование
Опыт работы с детьми
Базовые знания прикладного анализа поведения
Главная задача тьютора — стать не нужным
Что должен делать тьютор?
Работа с поведением:
Всегда подкрепляет желаемое (учебное, приемлемое) поведение
Не повышает голос на ученика, не использует угрозы, подкуп
Правильно использует подсказки
Правильно и адекватно реагирует на нежелательное поведение
Всегда в точности следует программе по работе с поведением
Как учить тьюторов?
Даем основы прикладного анализа поведения;
Проводим стажировку на базе центра АНО «Включи» – учим поэтапно работать с детьми. Начинаем с малого.
Подключаем к работе в малой группе – в группу предшкольной подготовки uВыводим на практику в уже работающие проекты
Подключаем к работе с ребенком, который будет включаться в общеобразовательную среду.
Итого – 1 сентября имеем сработавшуюся команду: тьютор + ребенок.
Для чего нужна ресурсная зона?
— зона отдыха и разгрузки;
— место индивидуальной работы с тьюторами и ресурсным учителем;
— место обратной инклюзии — работы в малых группах с одноклассниками
Партнеры проекта
Управление образованием администрации города Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение. гимназия № 6 г. Сочи.
Муниципальное образовательное автономное учреждение гимназия №8
Средняя общеобразовательная школа №13
Центр педагогической диагностики и консультирования детей и подростков г. Сочи
Управление социальной политики администрации города Сочи
помочь в развитии проекта